Все лакокрасочные материалы (ЛКМ) можно разделить на две группы по виду содержащегося в них растворителя: водорастворимые и органорастворимые. Требования к безопасности перевозки и хранения каждой их этих категорий окажутся разными. Современные краски и грунтовки из группы водно-дисперсионных не содержат веществ, способных гореть или выделять летучие взрывоопасные пары. Поэтому все виды обращения с ними (складирование, транспортировка, применение) можно выполнять свободно, без каких-либо ограничений по показателям безопасности. Однако большую часть выпускаемого ассортимента ЛКМ составляют продукты на летучих органических растворителях. К их хранению и перемещению законом предъявляются особые требования, направленные на предотвращение угроз окружающей среде, человеку и материальным ценностям.
Здесь и далее описываются условия, которые необходимо соблюдать при всех видах обращения с лаками и красками, содержащими органические растворители. Действующими в России нормативными документами такие продукты отнесены к опасным материалам. Для из хранения и перевозки установлен ряд специальных требований и ограничений. По классификации международного соглашения ADR (ДОПОГ) для красок на органических растворителях определен третий класс опасности (легковоспламеняющиеся жидкости). Такая же норма содержится в отечественном ГОСТ 9980.5-2009 «Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение». Кроме угрозы пожара и взрыва паров, опасность представляет токсическое действие компонентов красок на здоровье человека и окружающую природу. Попав в организм через дыхательные пути, пары и аэрозоли быстро впитываются в кровь и вызывают негативные изменения в работе центральной нервной системы, органов дыхания и пищеварения.
Кроме упомянутых норм ДОПОГ и ГОСТ 9980, транспортировка легковоспламеняющихся грузов нормируется различными отраслевыми инструкциями и постановлениями. Имеет значение и количество перевозимого материала.
Ограничения не действуют и специальные условия не применяются только в случае перевозки не более 60 кг краски в одном автомобиле. При большем объеме контролирующие органы вправе составить протокол о нарушении, даже в ситуации, когда в частном легковом автомобиле находится краска, только что купленная в магазине для личных нужд.
Если количество краски от 60 до 1000 кг, то для ее перевозки уже требуется автотранспорт, оборудованный в соответствии со всеми требованиями ДОПОГ, однако нет необходимости согласования маршрута и оформления разрешения на перевозку в региональном органе Минтранса. Если нужно перевезти свыше 1000 кг, то применяется полная процедура оформления транспортировки опасного груза.
Требования к оборудованию автотранспорта. Автомобиль, на котором перевозят легковоспламеняющиеся жидкости (в том числе ЛКМ на органических растворителях), должен быть надлежащим образом оборудован:
- установлены оранжевые проблесковые маяки, а также имеются дополнительные переносные фонари в кабине;
- на кабину и сзади на кузов (цистерну) нанесена маркировка «Опасный груз», установлены таблички в виде красного ромба с обозначением класса пожароопасности и дополнительный знак – белый ромб с символом опасности для окружающей среды;
- имеется защита топливного бака и противооткатные устройства;
- смонтированы приборы спутникового мониторинга за движением, тахограф.
Транспорт два раза в год проходит технический осмотр на уполномоченном пункте, а собственными силами – ежедневный предрейсовый и послерейсовый контроль. Автомобиль должен быть внесен в реестр категорированных объектов ФДА. Перевозчик обязан иметь лицензию на перевозку опасных грузов, а водители – соответствующие допуски.
Перевозка другими видами транспорта. При транспортировке красок в крупной таре или наливом в цистерны по железной дороге или морскими (речными) судами также действуют требования безопасности. В части маркировки контейнеров или вагонов они схожи с автомобильными перевозками. Коммерческая доставка горючих жидкостей авиацией выполняется с соблюдением требований безопасности авиакомпаний.
На заметку. Пассажиру самолета, имеющему при себе лакокрасочный материал даже в мелкой таре, будет полезно знать, что к перевозке воздушными судами в качестве багажа не допустят такой груз, если его количество больше 100 мл. Это относится к любым видам горючей краски, включая бытовые аэрозольные баллончики или продукцию для художника.
Кроме требований безопасности и предотвращения взрыва, пожара и прочих ЧС, при хранении красок на складах приходится учитывать и сохранность их свойств. Неграмотное складирование нередко приводило к тому, что исходно качественный и высокосортный материал утрачивал свои потребительские показатели, если хранился без учета специфических особенностей.
Нормативная база по организации хранения ЛКМ. Многие конкретные условия и особенности описаны в законах и нормативных документах, имеющих отношение к складированию красок:
- ГОСТ 9980.5-2009 «Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение».
- СНиП 31-04-2001 «Складские здания».
- Постановление Минтруда России от 10.05.2001 № 37 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах».
- ПОТ РО-14000-007-98. Положение. Охрана труда при складировании материалов (утверждено Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 25.02.1998).
- «Работы окрасочные. Требования пожарной безопасности. Рекомендации» (согласованы Письмом Управления ГПН МЧС РФ от 20.12.2006 N 19/2/4886).
Общие основы организации хранения. Для складирования красок и лаков на органических растворителях рекомендованы специализированные отдельно стоящие неотапливаемые помещения с температурным режимом, удовлетворяющим особенностям находящегося на хранении материала. Для водно-дисперсионных красок в холодное время года обязательно соблюдение температуры не ниже 0 оС. В противном случае произойдет их замерзание, вследствие которого продукт окажется необратимо испорчен (разрушится водная дисперсия полимера, которую невозможно восстановить после размораживания). Недопустимо нагревать выше 20 оС при хранении металлическую тару с ЛКМ следующих групп: НЦ, ЭП, КО, ПЭ. Их складируют в закрытом помещении на расстоянии от приборов отопления не меньше одного метра.
Требования к складским помещениям. Нормативами установлены условия, которым должно соответствовать здание, в котором хранятся горючие краски. Это должны быть отдельно стоящие помещения с сохранением противопожарных разрывов (12…36 метров в зависимости от категории по расчету). Стены из несгораемых материалов разделяют их на отдельные секции, в каждой из которых хранится не больше 200 м3 горючего материала. При этом общая вместимость одного склада не больше 1200 м3. Помещение должно быть одноэтажным. Не разрешено устраивать склады ЛКМ в подвалах. Обязательно оборудование склада приточно-вытяжной вентиляцией, системой противопожарной сигнализации. Все электрооборудование монтируется во взрывозащищенном исполнении.
Особенности хранения отдельных видов ЛКМ. Некоторые краски требуют дополнительного внимания при хранении из-за специфики своего состава.
- Поливинилхлоридные смолы (основа красок ХВ-16, ХВ-124, ХВ-518 и других) при нагревании солнечными лучами металлической тары начинают полимеризоваться. В жаркую погоду такая краска переходит в состояние геля, которое не всегда удается восстановить до рабочих параметров.
- Краски и грунтовки на алкидных смолах (ПФ-115, ПФ-233, ГФ-0163 и другие популярные марки) способны к образованию оксидных пленок, если хранить их под открытым небом в не полностью герметичной таре.
- Краска для дорожной разметки на стенках нагретой солнцем тары высыхает в тонкую твердую пленку. При механическом воздействии эта пленка шелушится, откалывается, загрязняя материал. Твердые частицы могут полностью забить фильтры и форсунки в окрасочном оборудовании.
На заметку. При хранении на улице практически неизбежно появление на внутренних стенках металлической тары водного конденсата, даже если упаковка герметична. Если краска хранится в таких условиях долго, возникнет коррозия, продукты которой загрязнят материал. Это негативно отразится на цвете эмалей белых и светлых оттенков.